FRIENDS&LOVVERS

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРИЗИС

В ЦВЕТОЧНОЙ ИНДУСТРИИ
Сегодня обсудим:
- Мир флористического бизнеса в 2020 году
- Кто пострадает первым
- Кто выиграет
- Варианты развития событий
- Способы адаптации к новой реальности

События 2020 - это ничто иное, как еще одно колебание окружающего нас мира. Сегодня мы не будем обсуждать этические или политические вопросы, и затронем главным образом экономику. Потому что ее изменение очень скоро затронет многих, если ни всех жителей Земли.

Первыми жертвами излома мировой экономики цветочного бизнеса стали голландские плантации цветов. Люди, вынужденные находиться дома, перестали покупать цветы. Спрос на закупку срезанных растений с аукциона для розничных магазинов просто обрушился.
На аукционе есть правило: если в торгах стоимость 1 стебля опускается ниже 5 центов - цветок уходит на утилизацию.
И в этот же день интернет заполонили видео, где бульдозеры давят тысячи прекрасных растений. Садовники запустили флэшмоб, выкладывая из пачек цветов, отправленных на уничтожение, фразу " Купи цветы вместо туалетной бумаги".
Крик о помощи и надежда на поддержку.
Дело в том, что выращивание цветов это длительный цикл и его нельзя остановить по свистку, как конвейер. За участие в аукционе садовники платят определенный сбор. Кроме этого они имеют расходы на обеспечение сложного технологического процесса выращивания цветов, зарплату работников, налоги, логистику. А если стоимость их скоропортящейся продукции фактически ушла в минус, они стоят на грани разорения.

Следующим этапом стал скачек валют. А как вам известно торговля цветами между плантацией и оптовиком происходит именно за валюту. Итог: стоимость импорта выросла на 20-40%.

С этих событий прошло около 2 месяцев и сейчас под удар попадают рядовые флористы. Спрос в рознице упал и работодатели не в состоянии держать необходимый штат работников. Людям урезают зарплаты при прежнем объеме работы. А там где есть вакансии стоимость смены упала почти вдвое.

Как же так " при прежнем объеме работы"? - спросите вы. Во - первых, у флориста всегда есть работа даже если нет продаж. Во-вторых, многие переквалифицировались на интернет торговлю. Но из-за того, что в этой нише уже были сильные игроки, увеличение общего количества участников рынка в совокупности с уменьшением спроса приводит к снижению числа заказов у каждого из них.

Старые игроки интернет торговли цветами остались в выигрыше, потому что успели наработать авторитет за годы существования, у них отлажены все механизмы и они, конечно, более конкурентноспособны, чем те, кто только начинает адаптироваться под новый формат. В период всплеска запросов на цветы с доставкой они вели активный набор флористов и курьеров. Поэтому в сухом остатке их продажи выросли.
Если вы позволите себе открываться новому, принимая происходящие изменения как возможность, вы наполните свою жизнь нескончаемой чередой интересных событий.
Ольга Панкрашова
Преподаватель Friends&Lovvers
Так что ждет цветочный бизнес впереди?

Дестабилизация экономики затрагивает большинство сфер торговли. Рост безработицы снизит потребительскую способность, а значит и прибыли, что будет еще сильнее способствовать массовым увольнениям.
Кроме того, цветы не являются предметом первой необходимости, а значит даже в период выхода из кризиса цветочная индустрия начнет приходить в себя намного позже, чем более востребованные группы товаров и услуг.

Больше всех кризис затронет средний сегмент: студии, семейные магазинчики, лавки. Особенно это будет заметно в крупных городах, где большая конкуренция. Почему это происходит? В среднем сегменте чаще всего работают люди, которым не достаточно просто продавать букеты по 101 розе и зарабатывать. Им нужна самореализация, они стремятся к повышению уровня сервиса, внедрению эстетики, большое значение уделяют брэндингу. При этом как правило масштаб такого бизнеса не большой, длительное время прибыль вкладывается в развитие и финансовая подушка безопасности скромная либо отсутствует. Именно поэтому средний сегмент так резко реагирует на внезапное снижение прибыли. Многих ждет банкротство. И самое важное вовремя понять когда пора остановиться, сохранить ресурс, мотивацию, и начать сначала когда это будет максимально выгодно. Закрыть свой бизнес - это не конец света. Это взвешенное, хоть и трудное и временное решение.

Фрилансеры и самозанятые минимизируют расходы и уйдут в подполье до лучших времен. Возможно кто-то начнет развивать онлайн торговлю в качестве блогера или начнет проводить вэбинары. Только вот монетизировать быстро это вряд ли получиться. Потому что зубастых опытных конкурентов в онлайне очень и очень много. Поэтому для выхода на стабильный доход придется повысить квалификацию и открыться новому, а на это потребуется время.

VIP сегмент ожидает несколько сценариев и зависит он от внутренней политики компании. Кого-то ждет банкротство. Кого-то переход в сферу среднего сегмента или перепрофилирование по спектру товаров. Так как повышать цены для клиента из-за- роста валют в кризис нецелесообразно, один из выходов это поиск поставщиков с более гуманными ценами и , к сожалению, более низким качеством. Многие делают ставку на горшечные растения, потому что их срок жизни значительно дольше, чем у срезанных цветов. Тем более сейчас в самом разгаре сезон высадок.

В случае крупных сетевых магазинов наиболее вероятный вектор преобразований - это сокращение персонала, уменьшение количества точек и переход в онлайн. Возможно проведение оптимизации внутренних процессов в долгосрочной перспективе. Как правило такие компании обладают достаточным ресурсом чтобы планомерно внедрять нововведения исходя из текущих событий.

Рано или поздно экономика стабилизируется и розничная торговля срезанными цветами вновь наберет обороты. Как будет поделен рынок - время покажет. 100% переход на интернет торговлю маловероятен, потому что эстетический сервис это не только красивая картинка, это запах, хруст, атмосфера, живое общение.

На сегодняшний день большая доля работающих людей - это дети 90-х. Для нас бесконечная череда кризисов стала практически стилем жизни. Мы менее склонны к накопительству, в отличии от наших родителей. Мы быстрее переключаемся с одной задачи на другую, адаптируемся к изменением внешней среды и планируем на короткие временные отрезки.

Впереди нас ждет очередная возможность проявить себя. Думайте, анализируйте, планируйте, взвешивайте и принимайте решения.


От нас сегодня завит какой флористика будет завтра.