Так что ждет цветочный бизнес впереди?
Дестабилизация экономики затрагивает большинство сфер торговли. Рост безработицы снизит потребительскую способность, а значит и прибыли, что будет еще сильнее способствовать массовым увольнениям.
Кроме того, цветы не являются предметом первой необходимости, а значит даже в период выхода из кризиса цветочная индустрия начнет приходить в себя намного позже, чем более востребованные группы товаров и услуг.
Больше всех кризис затронет средний сегмент: студии, семейные магазинчики, лавки. Особенно это будет заметно в крупных городах, где большая конкуренция. Почему это происходит? В среднем сегменте чаще всего работают люди, которым не достаточно просто продавать букеты по 101 розе и зарабатывать. Им нужна самореализация, они стремятся к повышению уровня сервиса, внедрению эстетики, большое значение уделяют брэндингу. При этом как правило масштаб такого бизнеса не большой, длительное время прибыль вкладывается в развитие и финансовая подушка безопасности скромная либо отсутствует. Именно поэтому средний сегмент так резко реагирует на внезапное снижение прибыли. Многих ждет банкротство. И самое важное вовремя понять когда пора остановиться, сохранить ресурс, мотивацию, и начать сначала когда это будет максимально выгодно. Закрыть свой бизнес - это не конец света. Это взвешенное, хоть и трудное и временное решение.
Фрилансеры и самозанятые минимизируют расходы и уйдут в подполье до лучших времен. Возможно кто-то начнет развивать онлайн торговлю в качестве блогера или начнет проводить вэбинары. Только вот монетизировать быстро это вряд ли получиться. Потому что зубастых опытных конкурентов в онлайне очень и очень много. Поэтому для выхода на стабильный доход придется повысить квалификацию и открыться новому, а на это потребуется время.
VIP сегмент ожидает несколько сценариев и зависит он от внутренней политики компании. Кого-то ждет банкротство. Кого-то переход в сферу среднего сегмента или перепрофилирование по спектру товаров. Так как повышать цены для клиента из-за- роста валют в кризис нецелесообразно, один из выходов это поиск поставщиков с более гуманными ценами и , к сожалению, более низким качеством. Многие делают ставку на горшечные растения, потому что их срок жизни значительно дольше, чем у срезанных цветов. Тем более сейчас в самом разгаре сезон высадок.
В случае крупных сетевых магазинов наиболее вероятный вектор преобразований - это сокращение персонала, уменьшение количества точек и переход в онлайн. Возможно проведение оптимизации внутренних процессов в долгосрочной перспективе. Как правило такие компании обладают достаточным ресурсом чтобы планомерно внедрять нововведения исходя из текущих событий.
Рано или поздно экономика стабилизируется и розничная торговля срезанными цветами вновь наберет обороты. Как будет поделен рынок - время покажет. 100% переход на интернет торговлю маловероятен, потому что эстетический сервис это не только красивая картинка, это запах, хруст, атмосфера, живое общение.
На сегодняшний день большая доля работающих людей - это дети 90-х. Для нас бесконечная череда кризисов стала практически стилем жизни. Мы менее склонны к накопительству, в отличии от наших родителей. Мы быстрее переключаемся с одной задачи на другую, адаптируемся к изменением внешней среды и планируем на короткие временные отрезки.
Впереди нас ждет очередная возможность проявить себя. Думайте, анализируйте, планируйте, взвешивайте и принимайте решения.
От нас сегодня завит какой флористика будет завтра.