Кто осознает свое воздействие на других, тот лучше убеждает.
Уметь наладить отношения, понять человека и настроиться на его «волну» - одна из важнейших задач продавца. Необходимо знать психологические типы клиентов, понимать, как реагировать на те или иные особенности личности, которые будут проявляться при установлении контакта.
Незнайка (нерешительный)
Тип клиента: Аналитический
"Я сам не знаю, что мне нужно", - говорит он. На все предложения морщит нос, кривится - это все не то. Что "то" - и сам не понимает.Характеристика
Задает подробные вопросы. Оценивает вашу компетентность по затраченному времени. Бывает восприимчив. Пунктуален, проверяет факты. Стремится к совершенству. Выполняет указания и соблюдает правила. Любит точность. Мыслит критически. Медлителен в речи, движениях и решениях. Говорит тихо. Крепкое рукопожатие. Держится на расстоянии. В глаза смотрит изредка. Жесты сдержанные.
Не действует прямо. Медлителен. Избегает риска. Говорит тихо. Осторожен. Спрашивает разрешения. Ненастойчив. Задает много вопросов. Негибок. Как с ними работать? Действия продавца:
- попытаться определить хотя бы примерную категорию товаров, вилку цен;
- четко и подробно излагать свои мысли, говорить медленно;
- предоставлять точные данные и уметь их доказать;
- нарисовать клиенту полную картину. Быть логичным;
- не пытаться доминировать;
- последовательно предлагать все новые и новые товары;
- максимально подробно расписывать характеристики и свойства, пытаясь "зацепить" и определиться с выбором;
- запастись терпением и не подталкивать клиента к быстрому решению.
Подыгрывайте знайке. Восторгайтесь его знаниями, но при этом направляйте беседу в нужное для вас русло. В диалоге используйте следующие обороты: как вам известно, вы знаете, что и другие.
Знайка - Всезнайка
Тип клиента: Целеустремленный
Характеристика С этим все наоборот: он лучше продавца разбирается в свойствах товаров. Ну или думает, что разбирается. Считает обслуживающий персонал идиотами: он-то знает лучше.
Склонен указывать другим, что нужно делать и нетерпим к ошибкам. Не любит, когда ему дают советы. Любит соревноваться и всегда настроен на победу. Не теряется в трудных ситуациях. Слушает внимательно. Любит управлять ситуацией. Холоден и независим. Крепкое рукопожатие. Говорит громко.
Непроницаем. Сдержан. Неразговорчив. Любит детали и факты. Интерес проявляет к тому, что дает быстрый результат. Сначала действует, потом думает. Бывает резким и грубым. Большое значение имеет престиж его личности. Недоверчив. Как с ними работать? Действия продавца: - с помощью фактов, а не эмоций. Покажите, что тоже разбираетесь в продаваемом продукте. Он вас зауважает, хотя, конечно, не скажет об этом;
- быть лаконичным и энергичным, быстро переходить к делу;
- дать возможность выбора;
- быть настойчивым, подчеркивать актуальность предложения.
- приводите любую информацию: мнения экспертов, результаты исследований (не забудьте давать ссылки!), цифры и данные
Болтун - Прям как друг (хороший слушатель)Тип клиента: Гармонический
Характеристика
Ценит и умеет поддерживать отношения с людьми. Любит опекать. Не любит проявлять инициативу. Предан и заботлив. Не любит перемены. Терпелив и радушен в общении. Способен концентрироваться на задачах. Хороший слушатель. Избегает ссор. Не протягивает руки. Располагает к непринужденной беседе. Создает неофициальную обстановку на рабочем месте.
Не интересуется фактами и деталями. На первом месте стоят отношения. Склонен к долгому общению. Пристрастен. Сентиментален. Как с ними работать? Действия продавца: - Говорить медленно, держаться дружелюбно;
- задавать личные вопросы;
- протягивать руку для приветствия, быть радушным в общении;
- вести себя деловито и профессиональнее, вызывать доверие;
- предлагать свою помощь, быть последовательным, подчеркивать свое желание помочь;
- не быть чрезмерно настойчивым. Не давить и не торопить.
Хам - Деспот (агрессивный)Характеристика Самый неприятный тип - такие хамят продавцам в магазине, официантам в кафе, отрываются на обслуживающем персонале. Консультант для них - такой же персонал, с которым хамы не церемонятся.
Как с ними работать? Действия продавца: - Просто выслушать клиента. После того как агрессия спадет, вы сможете включиться в диалог;
- сразу продемонстрировать свое понимание и согласие с клиентом;
- не скатываться до ответных оскорблений, быть подчеркнуто вежливым;
- демонстрировать преимущества товара, выгодные для клиента, чтобы снизить агрессию;
- в особо тяжелых случаях посоветоваться с руководством - если степень хамства зашкаливает, такого клиента можно и не обслуживать
Жизнерадостный (оптимист)
Тип клиента: Эмоциональный
Характеристика
Готов к риску. Инициатор. Красноречив и многословен. Энергичен. Любит развлекаться. Любит помогать. Неорганизован. Эмоционален. Невнимательный слушатель. Оригинален и непредсказуем. Не любит одиночества. Склонен к преувеличениям и обобщениям. Крепкое рукопожатие. Говорит быстро и громко. Смотрит в глаза. Одевается ярко.
Действует прямо и любит рисковать. Склонен к нарушениям договоренностей. Любит делать категорические заявления. Пристрастен в оценках. Невнимателен к подробностям. Быстро принимает решения. Непрактичен. Как с ними работать? Действия продавца: - Вдохновлять к действию и давать новые идеи;
- ссылаться на мнение других людей;
- давать возможность выговориться;
- держаться уверенно и прямо переходить к делу;
- говорить ясно и однозначно.
Молчун - Обиженный (пессимист)
Характеристика Он угрюм и насторожен, не настроен на разговор, отвечает односложно или не отвечает вовсе, он пришел за покупкой. Молчун будет разглядывать ваши витрины в поисках нужного товара. Если он найдет то, что ему необходимо, то он совершит покупку, в противном случае уйдет с пустыми руками.
Если подавляющее число ваших клиентов – молчуны, то постарайтесь выставить на полки большую часть вашего ассортимента, чтобы посетитель мог самостоятельно найти нужный ему товар.
Как с ними работать? Действия продавца: - как можно более подробно охарактеризуйте товар;
- будьте доброжелательны, задавайте открытые вопросы и терпеливо ждите ответы на них;
- предложить скидку, бонус
Ворчун (вечно недовольный клиент)ХарактеристикаОн нерешителен и склонен к критике, недоверчив. Всегда находится в сомнениях, его не устраивает современная реальность.
Как с ними работать? Действия продавца: - как можно более подробно охарактеризуйте товар;
- будьте доброжелательны, задавайте открытые вопросы и терпеливо ждите ответы на них;
- предложить скидку, бонус