Если сервис не главное в бизнесе, то что тогда главное? Чтобы ответить на этот вопрос, надо понять неочевидную вещь: почему люди выбирают какой-то конкретный продукт из множества других.
- Клиенты нынче пошли капризные. Требуют уже не только богатого ассортимента и отличного качества, но и идеального сервиса, мгновенного ответа консультанта на свой вопрос. Оно и понятно: в рунете десятки тысяч интернет-магазинов, что-то не понравилось - выбирай другой. Получается, покупатели больше важны вам, нежели вы им. А значит, нужно удерживать клиента любой ценой - и сервисом в том числе.
- Один довольный клиент расскажет о вашем чудесном сервисе остальным и приведет к вам новых покупателей. Есть случаи, когда обласканный покупатель становился амбассадором бренда - рассказывал о нем на каждом углу, восхищаясь уровнем обслуживания.
- Больше клиентов - больше прибыль. Хотя бы ради этого прозаического интереса нужно уже сейчас пересмотреть свою политику обслуживания.
Разложим понятие "сервис" на составляющие- Сроки
Не заставляйте клиента ждать!
Очевидно, что любое желание клиента имеет нормативный срок исполнения. Кому понравится сидеть и ждать, когда же сотрудник интернет-магазина соизволит ответить? А если у него срочное дело - например, день рождения у жены через несколько дней, и ему немедленно нужен подарок?
Здесь работает формула - начать нужно с формирования правильных ожиданий.
- УдобствоНапример сделайте сайт удобным. Дизайн должен быть направлен на то, чтобы пользователю было максимально легко и приятно плыть по волнам вашего ресурса, неспешно достигая берега - совершения заказа.
Каждый человек привык общаться по-своему. Кто-то заходит на сайт с ПК, кому-то удобнее мобильное приложение, кто-то "живет" в соцсетях и мессенджерах. Чтобы не упустить ни одного клиента, развивайте все эти каналы.- Предвидение (умение думать наперед) Поставьте себя на место клиента. Чего он ожидает? Какие потребности стремиться удовлетворить с помощью вашего продукта? Какие проблемы или вопросы могут возникнуть у клиента при сотрудничестве с вашей компанией? Задавайте себе вопросы от лица клиента и старайтесь решать их раньше, чем они озвучены. В этом случае ваша экспертность в глазах покупателя взлетает до небес и он готов возвращаться снова и снова. Потому что вы предугадываете его желания. Заманчиво, правда?
- Умение говорить на одном языке с клиентом
Думаю, многие когда-то были в автосервисе и, при отсутствии специальных знаний, чувствовали себя неуютно, когда общались с мастером: часто они разговаривают на своем языке, специальными терминами, обычным людям непонятными. То же и айтишники: бывает, что программисты чувствуют себя на ступеньку выше пользователей - они владеют предметом, а пользователь - нет. Такой снобизм считывается клиентом, и вызывает раздражение.
- Сначала решение, потом "разборки" Очень часто подрядчик забывает о том, что никто не хочет чувствовать себя виноватым, и постановка клиента в такую позицию автоматически вызывает защитный рефлекс и мешает принимать конструктивные решения.
В сервисе из двух вопросов классика — "что делать?" и "кто виноват?" первый важнее на порядок. Сначала решаем проблему, не разбираясь в том, кто послужил причиной ее возникновения. А поиск виновника, если это вообще необходимо, начинаем только потом. Лучше всего, конечно, вообще этой темы не касаться, и избегать даже в речи: вместо "вы допустили ошибку в документе" можно использовать "в документе ошибка". Какая разница, кто ее допустил, если проблема в итоге решена?
- Никогда не оставляйте клиента в неведении
Когда в компании хороший сервис, клиент всегда понимает, чего ожидать:
- кто, что, как и когда будет делать по его заказу;
- что происходит прямо сейчас;
- что будет дальше;
- когда будет результат.
Для этого компания ему постоянно сообщает, что и когда она будет делать. При этом само качество работы имеет второстепенное значение.
- Инвестиции в отношения Больше всего подкупает умение и желание компании-исполнителя сделать что-то сверх того, что прописано в бумаге, или, как говорят "там", "to go the extra mile". Это показывает то, что компания-исполнитель ценит долгосрочные партнерские отношения и готова в эти отношения вкладывать время, усилия, деньги.
- Фокус на людей
Очевидно, что как только бизнес перерастает 5-10 человек, контролировать становится сложнее. Это значит, что важнейшим вашим навыком должен стать фокус на правильных людях.
Ищите лояльных сотрудников. Менеджер, продавец-консультант, курьер могут и не быть профессионалами и иметь богатый опыт - это дело наживное, научатся. Но вот уметь общаться с людьми, слушать и слышать, угадывать их потребности с полуслова, терпеливо отвечать на бесконечные вопросы - да все это с улыбкой, с позитивом! - они просто обязаны.
- Развитие корпоративной культуры
Если вы выбрали для себя клиентоориентированный путь, во главу угла ставится удовлетворение желаний клиента. Это должно быть законом в компании - никаких исключений вроде "как мне с ним общаться, он невыносим?!" быть не должно.
Клиент всегда прав - и точка. Помогите своим сотрудникам. Если вы сами проповедуете эти ценности - будет несложно, показывайте на своем примере, как нужно общаться. Давайте сотрудникам хорошие книги(например, "Первоклассный сервис как конкурентное преимущество» Джона Шоула, "Клиенты на всю жизнь" Карла Сьюэлла и Пола Брауна, "Точки контакта" Игоря Манна и другие), проводите обучение - тренинги и мастер-классы, развесьте по стенам офиса мотивирующие плакаты.
Клиентооринтированность – это подход, основанный на личном отношении сотрудников к клиентам. Это действия от сердца Вашего сотрудника, которые он делает по собственному желанию.
Клиентский сервис – это подход, основанный на чётко прописанных стандартах, принципах и обязанностях.
Идеально – внедрять и то, и другое. Систему и отношения.
Важно. Вся разница в том, что клиентоориентированность – это люди, а клиентский сервис – это правила.
Обсуждению сервисного подхода стоит уделять большое внимание. И здесь немаловажно не читать лекции, а давать новым сотрудникам высказываться, приводить примеры из своей жизни и обсуждать их. Такой подход позволяет проверить, что мы действительно с новыми людьми находимся на одной волне в понимании сервиса. Задача руководства компании - постоянно демонстрировать те же принципы, причем по отношению как ко внешним клиентам, так к внутренним - своим сотрудникам.
- Обратная связь и работа с отзывамиОтслеживайте отзывы клиентов. Они могут написать их где угодно - в группе магазина в соцсетях, на сайтах-отзовиках, своих личных страницах. Внимательно читайте каждый отзыв, будь то жалоба или похвала. Жалоб будет больше - люди так устроены, что поблагодарить за хороший сервис догадываются не все, а вот поругать - всегда пожалуйста.
Что делать, если вам написали плохой отзыв?Во-первых, извиниться, во-вторых, показать свою заинтересованность, в-третьих - предложить решение проблемы.
А вот что точно делать не надо - игнорировать или тем более удалять негативные комментарии, опускаться до пререканий и ответных оскорблений.
- Превосходим ожиданияСервис (а на самом деле вся работа с клиентом) - это по большей части работа с ожиданиями. Нужно делать так, чтобы клиент ожидал от вас чуть меньше, чем вы можете дать. Абсолютный уровень качества продукта имеет смысл только относительно этих ожиданий.
Поставьте себя на место клиента: вот он выбрал товар, оплатил и ждет. Чем можно его удивить? Вложенной записочкой с теплыми словами и пожеланиями, маленьким сувениром, необычной красивой упаковкой. Да, придется потратиться, но эмоции клиента и последующие хорошие отзывы станут вам достойной наградой.
- Поощрение постоянных клиентовРазработайте систему скидок и бонусов, программу лояльности и награждайте преданных покупателей. Хорошо работают скидочные карты, как в офлайн-магазинах, VIP-карты для особенных клиентов.
Приглашайте их на мероприятия "для своих", дайте доступ к секретным материалам - все что угодно, лишь бы человек почувствовал свою значимость.